Эндодонтия

Термин «эндодонтия» переводится с греческого как «знание о том, что находится внутри зуба». Таким образом, эндодонтия описывает строение пульповой камеры и происходящие в ней процессы. Однако что же такое «знания»? Что это фактически означает — «знать что-либо»? Большинство людей, вероятно, сказали бы, что знание имеет некоторое отношение к истине и к объяснению причин вещей. Часто считают, что знания о стоматологии и медицине в целом — просто научные познания, наука основана на исследовании и объясняет то, как вещи устроены и как функционируют. Однако практикующие врачи нуждаются в других знаниях. Наряду с информацией об анатомии зубного органа и о том, как выполнить необходимую обработку корневого канала, мы должны также уметь оценивать происходящие процессы и быть способными выбирать правильную клиническую тактику. Существует, по крайней мере, три различных формы знания, в которых нуждается врач-стоматолог. Сошлемся на Аристотеля и предложим воспользоваться его терминами для описания знания как такового: episteme, techne, nphronesis.

Episteme (эпистема)
Термин «эпистема» применяют для обозначения исключительно теоретических научных знаний, в противоположность термину «doha», означающему «мнение» или «личное убеждение». В эндодонтии существует достаточно большой свод исключительно теоретических знаний, таких как биология пульпы, информация о микроорганизмах, населяющих корневые каналы, материалы и методы, используемые в клинической практике, а также данные о результатах лечения. Научные исследования предлагают нам «факты». Следует отметить, что современная наука — целая отрасль, находящаяся под влиянием многих факторов, как внутренних, так и внешних. Целью раздела не являются обсуждение философии
как науки, выяснение понятия «истины» и рост научного знания. На сайте просто отмечено большое значение эпистемологического знания, а заинтересовавшийся читатель имеет возможность обратиться к одному из литературных источников.
Результаты научных исследований представлены в лекциях, статьях и учебниках. С точки зрения студента, изучение предмета не представляет особых трудностей при условии, что материал хорошо структурирован и дано достаточно времени для его освоения. Значительная часть информации в разделе состоит как раз из эпистемологического знания..

Techne (мастерство)
Первый человек, который оспорил ортодоксальные постулаты понятия «теоретическое знание», был британский философ Гильберт Райл. В своей книге «The concept of mind» он вводит понятие «знать как» и отличает его от понятия «знать что». «Знать как» — исключительно утилитарное понятие, касается навыков исполнения определённых действий. Эго понятие знания подразумевает способность не только изготавливать вещи, но также и понимать, что вы делаете. Чтобы сказать, что у вас есть практические знания, недостаточно создавать что-то механически или по привычке. Вы должны «знать» то, что делаете, и бьть в состоянии всесторонне обсудить это. Практика должна бьть объединена с осознанием процесса. Идея о том, что есть подразумеваемый или скрытый объём знания, имела огромное влияние на современное изучение вопроса. Майкл Поланий, например, сказал: «Мы знаем больше, чем мы можем сказать». Пытаясь объяснить, как мы справляемся с практическими действиями, такими как езда на велосипеде или узнавание лица знакомого человека, невозможно ясно сформулировать все существующие у нас знания. Определённые важные аспекты остаются «подразумеваемыми». Аналогично недостаточно учить студентов обработке корневого канала, рекомендуя прочесть книгу или обсуждая методики во время лекции. Очень важна демонстрация методики, так как именно таким способом проще всего передать знания.
Существенный объём эндодонтического умения можно назвать мастерством. Едва ли реально освоить все материалы и методы эндодонтологии, лишь изучая учебник. Только вдумчивое наблюдение за практикующим клиницистом, самостоятельное повторение его манипуляций и размышление об изученном материале может дать хорошие результаты.

Phronesis (практическая мудрость)
Согласно постулатам Аристотеля, phronesis — способность думать о практических вопросах. Иными словами, это «практическая мудрость», помогающая действовать одним способом, а не другим. Думая о «правильном» действии или принимая «правильное» решение, мы вторгаемся в область моральной философии. У человека, обладающего практической мудростью, есть твёрдое моральное суждение. На современные этические взгляды значительно влияли идеи, возникшие во время эпохи Просвещения. Мораль описывает человеческие поступки и представляет определённые принципы, которые отделяют «правильные» решения от «неправильных». Джереми Бентэм и прагматики предложили принцип утилитарности, а Иммануил Кант создал категорический императив; оба этих направления имеют традиционное влияние на современные постулаты медицинской этики и принципы принятия решения.
С другой стороны, Аристотель полагал, что нет никаких явных принципов, которыми следует неуклонно руководствоваться. Он подразумевал практическую мудрость как комбинацию понимания и опыта, а также способности правильного толкования отдельных положений. По его мнению, phronesis обеспечивается как собственным опытом, так и при помощи подражания тем, кто уже добился успехов. Основа — выработка определённых черт характера и способность принимать компетентные решения.
Клиническая практика требует от врача принятия разумных решений, то есть «предпринять правильное действие в нужный момент». В плане развития phronesis может быть полезным изучение теории морали и принципов принятия решений. Последователи Аристотеля, такие как Марта Нуссбаум, предложили ввести чтение литературы в академический учебный план. Смысл в том, чтобы увеличить объём знаний и осознать поступки других людей. Однако в основе phronesis лежит практика.

Понятия эндодонтологии
Исходя из изложенного выше, можно прийти к заключению, что эндодонтология охватывает не только теоретические понятия, но также практические навыки квалифицированного специалиста и практические понятия, необходимые для клинической и моральной оценки. К сожалению, в своё время неуместный сильный акцент был сделан на теоретическом научном мышлении, и это препятствовало развитию других аспектов знания. Серьёзный студент, изучающий зндодонтологию, должен уделить внимание всем трём направлениям, однако, как уже было сказано, есть пределы тому, что может вместить учебник.